Выдержки из статьи РДУ (оригинал на http://www.rdu.org.ua/news/20/new_007.htm). "Целые системы в обществе, призванные удовлетворять потребности граждан, ускоренно украинизируются. Это — почта, телефонная связь, сбербанк, железнодорожный транспорт, информация о погоде и спорте, зрелищные программы на телевидении, реклама и информация для покупателей, дорожные указатели, надписи, предупреждающие об опасности, инструкции по применению лекарств и даже личные имена граждан (за исключением татарских)...
Всего не перечесть."
– в Чехии с нуля меняли немецкий язык на чешский, подобная ситуация была в Израиле и др. странах. Насколько же нужно ненавидеть украинский язык (параллельно высказывая на словах свою к нему любовь), чтобы писать такую ложь! Писать такое в то время, когда реально языковая ситуация в Крыму обстоит совершенно иначе, когда даже те немногие, кто хочет учить своих детей в украинских школах, не может это сделать по сей день. Получается, что украинский язык не способен удовлетворить потребности граждан?
Особую опасность представляет украинизация системы образования. Даже в неукраиноязычных школах нынешние дети учат украинский язык в более раннем возрасте: на 2 года раньше, чем во времена Украинской ССР, а в условиях 12-летней школы будут учить даже на 3 года раньше – фактически в детсадовском возрасте. Когда родной язык еще недостаточно усвоен, он подвергается усиленной деформации под воздействием любого иного языка, тем более той же лингвистической группы.
– если для ребенка родной язык не украинский, то, живя в семье, ребенок никогда его не забудет. Мне хватало для сохранения знаний родного языка двух месяцев пребывания в селе у бабушки. В результате я знаю оба языка, хотя украинский, все же, заметно хуже и считаю это большим своим недостатком, но украинский язык я знаю лучше, чем английский. Что ж, спасибо Москве за это, что я хоть так знаю свой родной язык.
Между тем, если не преследовать цель ассимиляции русских и русскоязычных, то для полноценного знания украинского языка вполне хватило бы изучения его в последних шести классах общей и средней школы, в том возрасте, когда это уже менее грозит ассимиляцией. Такой подход абсолютно не противоречит Конституции Украины, поскольку принцип обязательности изучения украинского языка в качестве государственного в школе не означает изучение его, начиная уже с первого класса.
– во-первых, не стоит мешать русских и русскоязычных; это далеко не одно и то же; 67% населения Украины назвало своим родным языком украинский.
Неужели для сохранение русского языка в Украине недостаточно преподавания этого языка как отдельного предмета, пусть даже с первого класса. А как назвать русскоязычное образование в незаконно созданном Союзе ССР?
Тем не менее, руководствуясь совсем другими мотивами, органы системы образования проводят в школах Крыма ежегодные опросы, итоги которых явно свидетельствуют о полном отсутствии в Крыму потребности в создании школ с украинским языком обучения. И это закономерно, поскольку почти все крымские этнические украинцы являются русскоязычными, причем в основном от рождения и совершенно не отделяют себя от русского народа.
– не отделять себя от русского народа (или российского) еще не значит отождествлять себя с ним, а тем более не означает отделять себя от украинского, частью которого они являются по национальности. Стоит напомнить, что по-прежнему не могут удовлетворить свои потребности даже те немногие, кто хочет дать украиноязычное образование своим детям в Крыму (около 17%-20%).
Но жалкая кучка украинских националистов, большинство из которых переселилось в Крым не более 20 лет назад с территории исторической Украины, продолжает мечтать о создании здесь своей родной украиноязычной среды.
– стоит напомнить также, что неслабая кучка россиян в свое время переселилась на Украину после отмены крепосного права, а теперь их потомки называют украинцев в Крыму (пока в Крыму) жалкой кучкой. Не слабый прогресс за 150 лет.
Командно-административными методами насаждаются классы и школы с украинским языком обучения. Чтобы заинтересовать родителей в обучении именно на украинском языке, создаются привилегированные условия для учащихся таких учебных заведений (ремонт и оснащение классов, компьютеры, питание, летний отдых – все то, чего за годы независимости Украины лишились учащиеся других школ).
– прошу РДУ вспомнить надбавки к зарплате учителям русского языка в СССР. Неужели учителей силовали брать их? Неужели оснащение за счет государства школ и классов есть пример насильственной украинизации, а не прямым обязательством государства?
Для мира и согласия в обществе государственными языками должны быть язык народа и языки наиболее значительных языковых общин, его составляющих. Сейчас языком народа (родным и приемлемым для абсолютного большинства) является русский, а языком государства – украинский. Если бы государство было демократическим, то в интересах народа не навязывало бы ему свою волю, в частности, насаждая язык меньшинства в качестве единственного государственного.
– вместо комментариев я дам ссылку на такой материал на моем сайте, как письмо 1904 года и 1905 года.
Решение проблемы возможно лишь при уважительном отношении государства к народу. Украина обязана ратифицировать и соблюдать Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств, обязана признать русский язык как язык народа государственным, с правовым статусом не ниже украинского языка. Без создания условий, при которых русский язык не нужно будет защищать, не возможна консолидация общества и государства. В. ТЕРЕХОВ
– У меня начинает иногда складываться двоякое мнение о целях: то ли они хотят сохранить русский язык вообще, то ли только в Украине, то ли они хотят добиться гос. статуса... Мне не понятно зачем требовать гос. статуса для языка, если для сохранения оного это вовсе не обязательно; достаточно его преподавания в школах для всех желающих как факультатива. Извиняюсь за провокационный вопрос: "Если при политике КПСС украинский язык (как вы утверждаете) развивался как нельзя прекрасно, то почему вас так не устраивает аналогичное положение русского языка в уже независимой Украине?"
PS: На сей день (июнь 2003) Хартию уже ратифицировали.