Процесс украинизации 20-х годов можно назвать насильственной украинизацией только закрыв глаза, уши и отключив мозги. Процесс смены языка государства есть процесс длиной в десятилетия, со конкретной политикой, стратегией, планом (например, опыт Чехии, Словакии, Италии, Франции и др. стран).
Да и корректно ли называть тот процесс коренизации в Украине украинизацией?
В СССР проведение языковой политики видно на примере русификации, имевшей свою стратегию, план, политику, силовые методы (КГБ), контроль, шаблоны, отработанный подход и т.п. и проводимой по всей территории СССР. Результатом мы имеем массу людей, говорящих на "суржике". Убеждённые русскоязычные в этом случае тыкают пальцем и говорят о геноциде против русских, приведшем к такому итогу (типа русскоязычных довели насильственной украинизацией до такого состояния, что люди уже не могут говорить чисто по-русски). Видимо они и сами должны прекрасно понимать, если не совсем идиоты, что взрослый русскоязычный человек за годы, минувшие после 1992 года аж никак не сможет так измениться даже при репрессивных методах украинизации. Дело в другом: на лицо процесс русификации украиноязычного человека в УССР, в результате чего многие, так и не перейдя на русский, уже успели "конкретно" подзабыть свой родной украинский. Надо же, так выкрутить всё наизнанку! Пусть мне кто-то ответит: кто, как, почему и для чего сделал так, что я говорю по-русски с детства, хотя еще моя мама говорила с детства по-украински? Ответьте сами себе, т.к. я знаю ответ на этот вопрос.
Может в Москве не могут простить Украине того, что некоторые русские называют свеклу буряком и это называют украинизацией? Смешно.
И потом, по данным переписи в Российской Империи 1897 года только 11,7% всего населения Украины (Малороссии, российской части Украины) назвали себя русскими. Неоспоримым являтся факт, что русскоговорящее население украинских земель было и есть в основном городским населением, а на 1897 год это – городское население – только 16% населения. То есть в городах примерно треть (грубо подсчитывая) приходилась на русских. По состоянию на 1923 год доля украинцев в промышленных центрах левобережья составляла 38% в Харькове, 28% в Запорожье и 16% в Днепропетровске; на 1933 год в результате урбанизации цифры изменились на 50%, 56% и 48% соответственно к перечисленным городам. В общем доля украинцев на украинских землях упала с 95% в 1800 году до 80% в 19 веке.
Что же мы имеем?
Русскоговорящее население в количестве примерно 12% или немного больше, живущее в городах, прибыло в Украину по "комсомольским путевкам", повесткам и т.п. состоявшее в большинстве своем из чиновником, армии, пролетариата, коммунистов (в 1923 году 57% членов РКПб) и т.п. К русскоговорящим можно прибавить и другие национальные меньшинства поляков и евреев, традиционно селившихся также в городах.
Теперь посмотрим на эти цифры, на этнический состав Украины того периода и ответим на вопрос: "Кого же все-таки украинизировали в Украине в 20-е годы?" Неужели украиноязычное сельское большинство, часть которого со временем переселилась в города? Может номенклатурный аппарат РКП(б), составлявший на 57% из этнических русских? Да и насколько вообще корректно называть перевод на украинский язык партийных номенклатурщиков, образование, делопроизводство на украинский язык насильственной украинизацией? Особенно если учесть, что доля самого городского населения постепенно увеличивалась за счет украинцев из сел, для которых украинский язык и так был родным. Все это был маскарад для привлечения в ряды коммунистов коренного населения республик-членов СССР, что имело место во всех республиках СССР, а не только в УССР; а то почитав статьи РДУ можно подумать что украинизировали весь СССР.
Вся большевицкая пропаганда 1917-1930 годов строилась на противопоставлении себя к царскому строю, в том числе и в национальном вопросе. Подобные антицарские лозунги требовали от коммунистов УССР (в подавляющем большинстве русских и евреев) не только слов, но и дел, тем более они и сами замечали, что чем больше их слова расходятся с делами, тем хуже у них обстоят дела. Для решения этой проблемы ЦК и решило поднять количество украинцев в рядах КПУ, а также украинизировать чиновнический аппарат, чтобы не отталкивать от себя рядовых граждан – сырьевой материал для воспитания гомосоветиуса.
Фундаментом для политики украинизации стал декрет от 30.04.1925 "О мерах по срочному проведению полной украинизации советского аппарата". Стоит напомнить, что большинство чиновников аппарата составляли русские и евреи. Так что, проанализировав этнический состав населения, сразу становится ясным, что никакой насильственной украинизации населения не было. Был перевод гос.аппарата на украинский язык (никто этого и не отрицает). Но только гос.аппарата, люди же, для которых украинский язык и так был родным, от этого не страдали (80,1% украинцы). Да и как должно было быть, если украинцы ну никак не шли в ряды компартии?
Современные политики рассматривают историю исключительно как застывшие кадры без их привязки к прошлому и будущему. Следуя этой тактике, они, для прикрытия своего лицемерия, постоянно "молотят воду" и ходят вокруг этой украинизации гос.аппарата, выдавая его за насильственную украинизацию всего населения. А теперь скажите, обязан ли гос.служащий знать язык 80% населения или нет? Я считаю, что абсолютно беспочвенно называть процесс изучения чиновниками языка, являющегося родным для 80% населения УССР, насильственным.
С другой стороны (если судить до конца по делам), нужно отдать должное периоду 1922-1926 годов, т.к. это был хоть и маскированный, вынужденный трюк советов, но все-таки важный и нужный глоток воздуха для нации, позволивший задержать дыхание на долгие годы русификации.
Оставлю для отдельной статьи тему русификации и на кого она была направлена, какую систему она имела и как реализовывалась. Вот где есть все черты присущие НАСИЛЬСТВЕННОЙ политики.
Более детально про украинизацию 20-х годов вы сможете прочитать на украинском языке на сайте "Ізбірник".