В парламент Молдавии внесен законопроект, лишающий русский язык статуса языка межнационального общения. Каковы шансы и последствия принятия закона, выясняла корреспондент DW. Румынский язык может стать единственным языком межнационального общения в Молдавии.
Законопроект, предложенный правящей Либеральной партией в конце марта, предусматривает лишение русского языка этого статуса. Эксперты и политики, опрошенные DW, критикуют документ и напоминают, что приднестровский конфликт в свое время разгорелся именно из-за языкового вопроса.
"Пора выучить государственный язык"
Языковой закон, действующий в Молдавии сегодня, был принят еще в 1989 году. Государственным языком страны там назван молдавский (именно так записано и в конституции), он же является языком межнационального общения наряду с русским. Согласно закону, все официальные документы, принятые на государственном уровне, бланки квитанций, названия учреждений на вывесках, товарные ярлыки и прочее должны быть переведены на оба языка – молдавский и русский.
Фактически эти положения закона давно нарушаются: на русский многие документы не переводятся. Но теоретически закон является защитой для граждан, не владеющих государственным языком. Инициаторы нового законопроекта считают, что таких людей осталось мало, и за 22 года независимости страны они могли бы выучить госязык.
"Старый закон себя исчерпал, – объясняет в интервью DW депутат-либерал Валерий Мунтяну. – Он не отражает реалий современной жизни. Цель нашего законопроекта – консолидировать общество с помощью государственного языка и вернуться к тому его названию, которое было зафиксировано в Декларации о независимости".
В Декларации о независимости, принятой в 1991 году, государственным языком страны назван румынский. Между ним и молдавским языком, который 31 августа 1989 года перешел с кириллицы на латинскую графику, различий нет.
Что предлагают либералы
Предложенный Либеральной партией законопроект предусматривает, что на румынском языке осуществляется вся информационная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и частных компаний. Он должен использоваться в официальной переписке, в судопроизводстве, в рекламе.
Объем информации, которую СМИ представляют зрителям, читателям, радиослушателям и пользователям интернета, на 80 процентов должен быть на румынском. Отчества отменяются, фамилии не склоняются по родам, а названия населенных пунктов произносятся и пишутся только по правилам румынского языка – "Кишинэу" вместо "Кишинев", "Кэушэнь" вместо "Каушаны" и так далее. Исключение делается только для автономно-территориального округа Гагаузия, где наравне с румынским допустимо использование гагаузского.
"Закон не регламентирует использование русского и других языков в персональных отношениях и частной жизни", – говорится в документе. Кроме того, подчеркивает Валерий Мунтяну, закон не препятствует получению доуниверситетского образования на родном языке, в том числе на русском.
В то же время автор законопроекта – депутат-либерал Анна Гуцу – подчеркивает: русские школы больше не должны оплачиваться из госбюджета. По данным Национального бюро статистики, в 2012 году в стране было 1460 доуниверситетских учебных заведений, в 350 из которых преподавание ведется на русском языке.
Заигрывание с электоратом?
Член Гражданского конгресса, объединяющего ряд НПО Молдавии, Ольга Гончарова считает законопроект дискриминационным, "потому что не просто сужается сфера использования русского языка, он вообще оказывается под запретом". Инициативу либералов Гончарова называет "заигрыванием с прорумынски настроенной частью электората". Если парламент ее поддержит, то это "вызовет негативную реакцию" со стороны русскоговорящей Гагаузии и северных районов страны, где по большей части проживают русские и украинцы, поясняет собеседница DW.
Согласно официальной статистике, более чем для 20 процентов населения Молдавии русский язык – родной. В последние годы сфера его использования несколько сузилась, но это связано с объективными процессами, происходящими в стране, считает Гончарова. Так, было закрыто около 100 русских школ и классов. Однако закрывались и молдавские школы: из-за падения уровня рождаемости учиться в школах просто стало некому. Тем не менее, утверждает Гончарова, новый законопроект – это "удар по национальным меньшинствам".
Шансы на принятие закона невелики
Впрочем, по мнению Стелы Жантуан, депутата от Демократической партии, входящей вместе с либералами и либерал-демократами в правящую коалицию, у законопроекта мало шансов быть принятым. Жантуан считает, что в нем содержатся "очень большие отклонения и от правовых норм, и от европейских стандартов". Официально ни демократы, ни либерал-демократы еще не озвучили своего отношения к спорному законопроекту. А без их голосов большинства в парламенте либералам не набрать.
Оппозиционные коммунисты уже заявили, что не будут голосовать за законопроект. А лидер пророссийской партии "Возрождение", депутат парламента Вадим Мишин, обратился с открытым письмом к руководству Молдавии. Он призывает всех объединиться против этого законопроекта, "который, по сути, является началом "холодной войны" в обществе".
"Если этот бесчеловечный законопроект будет принят, мы можем навеки попрощаться с Приднестровьем, русскоязычным населением страны и тем хрупким миром, который нам удалось создать в процессе приднестровского урегулирования", – предупреждает Мишин.
Источник: Русская служба DW