Появившееся общественное движение сплотит тех, кто до сих пор считался "неправильными гражданами", – пишет Татьяна Ивженко в российской Независимой газете. В Украине формируется новое общественное движение – Русскоговорящие украинские националисты (РУН).

Появившееся в виде групп в социальных сетях, объединение сейчас готовится к официальной регистрации. Общественной базой нового движения могут стать миллионы людей.

"В Украине сегодня 45% населения составляют русскоязычные граждане. Две трети из них – этнические украинцы, чьи семьи стали русскоязычными вследствие многовековой русификации. По данным соцопросов, 86% из этих людей считают Украину своей родиной, а 72% назвали себя патриотами своей страны. Как ни странно, эти люди до сих пор воспринимались как некое недоразумение: русскоговорящие патриоты Украины", – рассказал НГ лидер нового движения Сергей Замилюхин.

Он родился, получил образование и сейчас проживает в Киеве. В прошлом занимался полиграфическим бизнесом, но с недавних пор посвятил все свое время созданию нового движения. Замилюхин утверждает, что это произошло практически случайно: "В информационной сфере с 2006–2008 годов активно обсуждается вопрос о месте и роли в жизни Украины русскоязычных граждан, которые поддерживают независимость и суверенитет своего государства. В России многие ошибочно ставят знак равенства между понятиями "русскоговорящий" и "пророссийски настроенный". Для Украины эти понятия не тождественны".

По словам Замилюхина, размышления на эту тему подтолкнули его к созданию примерно год назад специальной группы в социальных сетях. К ней неожиданно быстро присоединились тысячи образованных и социально активных людей. Затем в крупных городах востока и юга Украины стали формироваться своеобразные клубы русскоговорящих патриотов, которые, как предполагается, станут ячейками нового движения. Подобные центры созданы или формируются на сегодня в Харькове, Донецке и Донецкой области, в Луганске и городах области, в Запорожье, Киеве, Днепропетровске, Одессе, Николаеве.

Лидер движения категорически опровергает какую-либо политическую основу этой деятельности: "Мы планируем зарегистрироваться в виде общественной организации, которая ставит перед собой просветительские цели. Объяснить русскоязычным украинцам, что их родной язык – не русский, который был исторически навязан их семьям, а украинский – язык их нации. Донести правдивую историю нашего народа. Чтобы люди гордились своей национальностью и стремились к украинству в широком смысле, включая желание узнать национальную культуру, традиции, выучить национальный язык".

В этом контексте примечательно, что в прошлом году, когда в Украине был принят скандальный закон о региональных языках, только 28% граждан поддержали идею дальнейшего повышения статуса русского языка. По данным Киевского международного института социологии, 47% не возражали против предоставления русскому статуса регионального в местах компактного проживания русскоязычных граждан. Еще 19% выступили за исключение русского языка из официального общения на всей территории государства. Украиноязычными себя назвали 56%, русскоязычными – 40%, другие языки являются родными для 3% граждан Украины. По данным депутата Вадима Колесниченко, соавтора закона о региональных языках, русский язык сегодня является родным для 14 млн. 273 тыс. граждан Украины.

Но и принятие закона, и попытки его реализации привели к ряду скандалов. Последний из них связан с предстоящим внешним независимым оцениванием (ВНО) знаний выпускников школ. Министр образования и науки Дмитрий Табачник сообщил, что 80% будущих абитуриентов попросили тесты на украинском языке. Он счел издевательством тот факт, что остальные 20% захотели проходить тестирование на языках нацменьшинств – венгерском, румынском, крымскотатарском. Русский стал только одним из них. Ученый и общественный деятель Максим Стриха считает, что Табачник просчитался в стремлении продемонстрировать, как сильно украинцы заинтересованы в обучении на русском языке: "Власть проводит продуманную пиар-кампанию по популяризации русского языка. Но иногда она дает серьезные сбои".

Подобную ошибку уже более 20 лет совершают многие пророссийски настроенные украинские политики, сказал НГ политолог Владимир Золоторев. Он отметил, что с начала 1990-х и до сих пор подавляющее большинство украинцев независимо от того, на каком языке они разговаривают, поддерживают идею независимости государства. "Людей из поколения, которое мечтало вернуться в СССР, все меньше. Некоторые обманываются преимуществами новых объединений вроде Таможенного союза", – отметил он.

По мнению политолога, Россия слишком поздно поняла, что русский язык и культуру в СНГ можно использовать в политических интеграционных целях. Примечательно, что для украинцев в российских вузах действуют жесткие квоты на обучение, которые практически не предполагают предоставления бесплатных мест в самых престижных университетах и институтах. А обучение на коммерческой основе стоит слишком дорого. Поэтому с каждым годом все больше украинских выпускников едут учиться в Польшу, где дешевле, в США, где предусмотрены гранты, и в Великобританию, где оплата сопоставима с российским уровнем, но диплом престижнее. Соответственно молодое поколение ориентируется в большей степени на Запад, нежели на Россию.

"Сейчас Газпром объявил о намерении финансировать программы обучения русскому языку в СНГ. Но деньги и раньше выделялись, бюджеты осваивались. В России, видимо, не понимают, что для украинцев русский язык – это одно, а государство – другое", – отметил эксперт. По этой же причине в стране не получили широкой поддержки пророссийские партии. "Люди, считающие своей родиной Украину и разговаривающие в быту на русском языке, до сих пор чувствовали себя "неправильными украинцами". Поэтому появление нового движения с очень странным и даже смешным названием – "Русскоговорящие украинские националисты" – может быть востребовано обществом", – полагает Золоторев.

Руководитель организации Комитет избирателей Украины Адександр Черненко сказал НГ, что такая ниша есть и в политике: "Выросло поколение людей, которые ориентируются на либеральные демократические ценности и выступают за развитие государства на этой основе. Они не приемлют национализм в том виде, в котором его представляет партия "Свобода" Олега Тягнибока, далеко не во всем согласны с Батькивщиной Юлии Тимошенко. Им нужна новая политическая сила". По словам эксперта, ранее многие из этих людей либо вынужденно голосовали за Партию регионов, либо вообще не принимали участия в выборах: "Они не видели возможностей для политической самореализации. Хотя многие из них прекрасно реализовали себя в бизнесе, в общественной деятельности. В последнее время они присматривались к партии УДАР Виталия Кличко, которого тоже можно назвать русскоязычным патриотом".

Сергей Замилюхин отметил, что на осенних парламентских выборах РУН не договаривался, за какую партию голосовать. Люди делали выбор самостоятельно. "Мы делали акцент только на оппозиционности своего выбора, – сказал он, добавив, что новое движение принимает участие в отдельных акциях оппозиции. – Просто как граждане Украины, заинтересованные в том, чтобы создать национальное государство, свободное от олигархата и коррупции. Но сознательно дистанцируемся от политических сил".